Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок

Главная  /  Через тернии к звездам и маркам

Через тернии к звездам и маркам

2017-11-15 13:33:14, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня Кыргызская почта выпустила в обращение серию почтовых марок к «60 летию космической эры». Как мы понимаем, эру эту открывали мы, Советский Союз. С запуска первого искусственного спутника.

Попробуем проследить, как же изменялось освоение космоса за эти 60 лет и отражалось в филателии?

Серия Киргизии наглядно и красочно это показывает - подробнее в наших новостях Филателии -->>.

Если космос первыми стали осваивать мы, американцы первыми высадились на Луну, то с 2000-х годов Китайская Народная Республика добивается выдающихся результатов в освоении космоса, включая пилотируемые полеты и создание космических станций на орбите Земли.

Что и отражается в филателии. В 2017 году исполняется 60 лет со дня запуска первого искусственного спутника земли. Этому событию посвящено много марок, которые, несомненно, порадовали филателистов. Но, к сожалению, все они были выпущены в странах СНГ и дальнем зарубежье. А наша страна, мировая космическая держава, ограничилась лишь несколькими карточками и одной маркой к 50-летию Федерального государственного унитарного предприятия «Космическая связь». На марке изображен спутник «Молния-1», элементы фирменного стиля и юбилейный слоган «50 лет на орбите».

Чувствуя "несправедливость" и заполняя вакуум, журнал «Восток. Путь к звёздам!» инициативно  выпустил сувенирный блок, на котором  изображен фрагмент картины  Грегори Тодда «Рассвет Космической эры». Тираж: 1000 экземпляров.

Правда этот выпуск ввел в смятение коллекционеров, ошибочно посчитавших его официальным выпуском почты России и поспешивших наклеивать его на почтовые отправления. Пусть он и не официальный, сувенирный и коммерческий, но дает нам право сравнить эстетику оформления с нашим официальным, с кыргызским и другими.

Выводы делайте сами. К примеру, приведем еще и выпуск республики Гвинеи, там наглядно и гордо развевается наш триколор.

Гвинея. 60 лет запуску первого в мире искусственного спутника Земли. Серия из 2 блоков (4 и 1 марка)

или  Сент Винсент. Ведь согласитесь - не плохо!

Когда возникает "космический вакуум", то появляются те, кто не прочь его заполнить. Издание виньеток на насущную тему - вещь интересная и даже практичная

А вот такая самодеятельность может быть и наказуема

Врядли такие суррогаты будут приветствоваться коллекционерами.

***

60 лет назад началось покорение космоса – мечта, вершина и торжество человеческого разума над неведомыми силами природы и строгими законами физики.

То, что полеты могут быть реальностью, люди поняли еще на примере Икара. Но это был миф. И человек начал искать более «земные», реальные  способы. В конце 19 века стало понятно, что нужны не просто крылья, а специальный летательный аппарат, который мог бы легко преодолеть гравитацию. И в 1903 году он был спроектирован К.Э. Циолковским.

На протяжении многих лет изобретение Константина Эдуардовича совершенствовалось и был дан старт новой эре в истории человечества – космической. 4 октября 1957 года успешно прошел запуск первого искусственного спутника Земли, со скромным названием «Спутник-1».

По нынешним временам он был малогабаритным – весил 83 килограмма, в диаметре был чуть более полуметра, полный круг вокруг земли совершал за 96 минут, «прожил» три месяца, но… за это время он прошел поистине фантастический путь – шестьдесят миллионов километров. Это был прорыв!!!

Успех окрылил конструкторов. И было решено отправить в космос живых существ. Ученые хотели, чтобы животные не просто полетели туда, но еще и вернулись оттуда. И желательно живыми. Первые эксперименты прошли не очень удачно – лохматые первооткрыватели успешно улетали в космос, но там же и погибали. Происходило это в большинстве случаев из-за ошибок в расчетах. Аппараты не возвращались на землю, а сгорали в слоях атмосферы. И только в 1960 году две белые собаки - Белка и Стрелка, облетев планету 17 раз, благополучно прилетели обратно. Были они на орбите чуть больше суток и все это время за ними пристально наблюдали из центра управления полетами. Кстати, в то время изображение на мониторах было черно-белым и именно поэтому выбор пал на собак со светлой шерстью.

Кроме собак в космосе были кошки, черепахи, обезьяны, многочисленные насекомые и растения. В это же время СССР запустило еще и первый искусственный спутник Солнца, который сделал снимки обратной стороны Луны.

А 12 апреля 1961 года начался новый виток в покорении космоса, именно он разделил историю на два периода - мечты и реальность.

С космодрома Байконур стартовала ракета с человеком на борту, которая, сделав круг вокруг Земли, успешно приземлилась. Эта новость буквально за считанные минуты облетела весь мир. Ю.А. Гагарин навсегда вписал свое имя в историю, а его знаменитое: «Поехали!» стало крылатым.

Для человека наконец-то открылась дорога в космос и он полетел к новым успехам и открытиям.

* * *

Сегодня фразами «путешествие в космос» и «космический отель» уже никого не удивишь, а  то, что описывали писатели-фантасты на страницах своих произведений, становится реальностью - тысячи искусственных спутников и других нужных и полезных аппаратов «бороздят просторы» Вселенной.

Стало ясно, что преодолев притяжение земли, человек будет с непреодолимой силой стремиться в небо. Все выше и выше, к неведомым звездам и таинственным мирам.

Этой первозданной красоте звездного неба, и всем вехам покорения космоса, посвящены песни, картины, стихи и марки, которые практически каждый год выпускаются почтовыми корпорациями мира.

«Космическая почта»

Иногда космонавтам приходится проводить на орбите несколько месяцев. По их признанию, столь долгую разлуку с домом им помогли пережить письма от родных и близких. Мало кто мог подумать, но в открытом космосе работала почта, а марки гасили прямо на орбите!

Эти конверты,впоследствии,стали настоящими раритетом. Многие эксклюзивные документы были представлены недавно на российско-китайской филателистической неделе в Пекине. Советские марки с изображением МКС и станции «Мир» с интересом рассматривали зарубежные коллекционеры.

Изначально все началось с некой игры – в 1969 году была выпущены первые марки для конвертов в космос. В это время космонавты создали на орбите экспериментальную станцию, работа на которой продолжалась несколько месяцев. Владимир Шаталов, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев стали первыми, кто начал пользоваться «космической почтой». Для них самыми ценными письмами были конверты от детей, которые космонавты хранят как самую дорогую память.

Помимо репортеров за достижениями в освоении космоса пристально следили художники. Именно они создавали первые марки. Портрет Юрия Гагарина был написан Александром Московцом. Он запечатлел первого космонавта с улыбкой на лице и на фоне взмывающей ввысь ракеты. Еще один его рисунок: Гагарин в шлеме на фоне уже другого космического пейзажа. Впрочем, что такое космос сможет рассказать лишь тот, кто своими глазами побывал в невесомости. Передать эти ощущения невозможно.

Полвека назад художники рисовали каждое изображение вручную, поэтому на создание одного тиража уходила неделя. Сейчас это возможно сделать всего за несколько часов. Так, например, на изготовление блока из 5 000 листов потребуется от силы полчаса.

К слову, первая марка с Юрием Гагариным была изготовлена всего за три дня. И распоряжение о ее выпуске в печать было отдано сразу после возвращения космонавта на Землю. Сейчас уже нет такой спешки в изготовлении филателистической продукции, связанной с космосом. Впрочем, и полетов стало столько, что к каждому уже не  печатают особую серию. И все же коллекции регулярно обновляются.

А что же КИТАЙ ?

Китайцы порадовали филателистов как отдельными юбилейными марками, так и индивидуальными выпусками. Каждый из которых красиво и со вкусом оформлен.

Да и прежние выпуски были у КНР не плохими! Главное, что тема космоса для них актуальная и патриотическая, поэтому эти выпуски первыми исчезают из свободной продажи и и показывают самый высокий прирост цены со временем.

ИНДИЯ И ФРАНЦИЯ

Департамент почты Индии и почта Франции выпустили совместные марки в ознаменование 50-летнего сотрудничества в космосе между Индией и Францией. Штампы были представлены премьер-министром Индии и президентом Франции.

На марках изображения спутников «Спутник с ARgos и ALtika» (SARAL) и спутника Megha-Tropiques. Аппараты были разработаны совместно Индийской организацией космических исследований (ИСРО) и Центром национального космического пространства (КНЕС) Франции.

Спутники Megha-Tropiques и SARAL были запущены индийскими PSLV-C18 в 2011 году и PSLV-C20 в 2013 году соответственно. Данные, предоставленные этими спутниками, используются ИСРО и КНЕС и распространяются совместно с другими странами. Партнерство между Индией и Францией в космосе началось в 1964 году, когда две страны заключили протокольное соглашение о сотрудничестве в области космических исследований. С тех пор страны продолжают сотрудничать в целях содействия использованию космического пространства в мирных целях.

США

Последние выпуски американских марок похожи на постеры из фильма "Звездные войны". Ну что ж, это их стиль...

Изучение Солнечной системы

На этих марках, необычной пятиугольной формы, на фоне Сатурна, представлены виды солнца: изображение солнечного затмения со спутника, иллюстрированный вид вырезки, цифровое изображение НАСА восхода солнца из космоса, изображение солнечного извержения, снятого Skylab 19 декабря 1973 года , и фото с Земли Солнца в облачном небе. Номинал марок - 1 доллар.

Прощупывая большую часть пространства

На сувенирном листе изображено цифровое фото с космического телескопа Хаббла - звездный питомник, известный как туманность Орла.

Приведем ранее выходившие почтовые миниатюры США, отражающие их достижения в космосе.

Первый американец в космосе (1962)

первый человек на Луне (1969)

Лунный автомобиль (1970) - космическая фантастика

экспедиция к Сатурну (1991)

Исследование Марса (1997)

СкайЛаб

Ну а филателистическая история космоса уходит корнями в сороковые годы прошлого века. Что же касается почтовых марок с изображение космических аппаратов «докосмической эры», то отдельно стоит упомянуть марку США 1948 года (Michel № 589), посвящённую 100-летию Форта Блисс.

На ней нет изображения космического аппарата, но показан запуск трофейной ракеты «A–4» («Фау–2»). Вывезенные из Германии ракеты использовали для экспериментальных и исследовательских целей, а запуски производили на ракетном полигоне Уайт Сэндз, эксплуатация которого началась в 1946 году, и который был расположен рядом с Фортом Блисс. Несколько ракет поднялись на высоту свыше 100 километров – например, 10 мая 1946 года «A–4» поднялась на высоту 112 км. Некоторые ракеты поднимались ещё выше. Напомню, что Международная авиационная федерация определяет границу между атмосферой и космосом на высоте 100 км над уровнем моря (линия Кармана).

Впервые на марках изображение космического аппарата появилось на почтовой миниатюре СССР 1951 года, посвящённой Константину Эдуардовичу Циолковскому. На советской марке изображён немного изменённый космический корабль конструкции австрийского инженера Макса Валье.

*  *  *

И напоследок не будем забывать, что существует и благополучно ежемесячно издается  журнал "Лоллини"  для астрофилателистов со всего мира.

Журнал полноцветный, 12-16 страниц.  Здесь вы найдете описание новых выпусков тематических марок со всего мира, а также увидите старые и редкие экземпляры. Ноябрьский номер посвящен 60-летию запуска первого спутника.

Октябрь 2017

Космические марки издаются, правда и увы - не нами....

• Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...