Вроде марки...и не марки
2017-08-11 18:07:33, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Подделка почтовых марок всегда считалась преступлением и мошенничеством, даже если это происходило из любви к искусству. На марке должна указываться ее стоимость, и почтовые знаки могли приравниваться к деньгам. Но есть и еще один вид знаков, похожих на марки,— виньетки, обычно выпускавшиеся в благотворительных, рекламных или пропагандистских целях. Самые известные из них— виньетки Деландра.
Наверное еще с детства он мечтал печатать деньги? А чем марки хуже – подумал некий Гастон Фонтанил и решил сделать все красиво. И для начала придумал себе псевдоним «Деландре», а затем создал более тысячи виньеток, которые сейчас хранятся в альбомах филателистов по всему миру.
Гастон Фонтанил родился в обеспеченной семье в Валенсии, городе на юго-востоке Франции, его отец был высокопоставленным судьей. Но, как говорится, в семье не без… слабого звена. Гастон продавал фальшивые благородные титулы, создал фиктивную компанию, в совете которой состояли влиятельные люди, но они даже не подозревали о своем участии. Гастона арестовывали более 6 раз.
С наступлением Первой мировой войны Деландре, как он предпочитал называться, прочувствовал потребность у солдат в общении с родными, оставшимися в тылу. А общение это – весточка с фронта. И он организовал цех по производству и продаже марок для различных подразделений французской армии. Он нанял известных военных художников своего времени и начал выпускать то, что в итоге стало тысячами отдельных марок.
Когда военная цензура отказалась разрешить ему распространять марки для солдат на поле, Деландре просто собрал их в пакеты и продал широкой публике, создавая новую розничную модель.
На удивление, после всех «заслуг», Французский Красный Крест поручил Деландре производить марки аналогичного характера с символикой Красного Креста. Стоит отметить, что цель почтовых виньеток всегда была информационной и/или благотворительной.
Виньетки - это марки, которые не могут использоваться в качестве оплаты почтовых сообщений, но могут продаваться в отделениях почты и даже наклеиваться на конверты и открытки. В большинстве случаев, собранные деньги шли на благотворительность, как например рождественские виньетки, на поддержку больных туберкулёзом (Греция, 1940), сотрудников почты… Или имели агитационный характер, как, например в период войн или выборов.
Но Деландре предпочел не делить прибыль с Красным Крестом, что и стало его роковой ошибкой. Он был арестован и отправлен в тюрьмe, в которой и умер в 1923 году.
В России же во время Первой Мировой Войны был расцвет благотворительной деятельности, которая осталась в памяти благодаря красочному изобилию десятков и сотен марок, виньеток, знаков или сувенирных листков, изданных в те далекие годы.
В настоящее время больше стали использоваться рекламные марки-виньетки. Которые являются больше оригинальными бизнес сувенирами. Рекламная марка используется в основном для имиджевых целей. Ей маркируют почтовые отправления (с вклеенной в специальное "окошечко" почтовой маркой). Таким образом, конверт становится частью корпоративного стиля компании.
Примеры такой продукции можно натйи на различных сайтах.
Пример недавно выпущенного листа посвященного годовщине великого художника Айвазовского, можноопределить как информационная не почтовая продукция.