Почему буклеты?
2017-08-07 16:41:26, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Прошлую неделю мы объявили «буклетной», о чем можете прочитать в новостях на сайте. В связи с участившимися вопросами: «а зачем вообще собирать почтовые буклеты?», поговорим подробнее о них и их истории.
Определение марочным буклетам дается такое: «это полиграфическая печатная продукция, включающая почтовую марку, текстовую, иллюстративную и графическую информацию». Несколько заумно. Проще говоря, это тетрадка (booklet– анг. или Carnet- фр.), состоящая из одного или нескольких небольших листов почтовых марок, оформленных в обложку из твердого материала, например, полукартона. Обычно имеет размер, удобный чтобы положить в карман. Марки не мнутся, не склеиваются. В общем ,все для удобства людей – клиентов почты.
Марочные буклеты появились впервые в маленькой стране Люксембург аж в 1895 году, затем эта удачная идея распространилась по миру: в США и Канаде (1900 г.) и Великобритании (1904 г.), и далее во многих странах.
Вначале марочные тетрадки изготавливались вручную, путём разделения марочных листов на листы меньшего размера с их последующим брошюрованием. Некоторые страны просто использовали обычные листы марок для буклетов. Брошюры были разделены на соответствующие перфорации, и часть обрезки листа использовалась, чтобы принять завязывающую нить или скобу, которая удерживала обложку на марках. Марки из таких тетрадок неотличимы от марок марочных листов.
Позднее стало выгодно изготавливать непосредственно листы марок для тетрадок: печатая марки на больших листах, затем разрезая их на тетрадочные листы с небольшим числом марок в каждом и делая перфорацию между марками каждого такого листа. У почтовые марок в таких тетрадках обычно 1, 2 или 3 стороны не имеют зубцовки, Часто в буклете встречаются различные комбинации марок, а также информационный купон.
Другие страны используют специальные форматы печати только для буклетов.
Необходимость связывать буклеты, чтобы препятствовать выпадению марок, не являлось лучшим решением. Сегодня многие страны вклеивают страницы из марок.
С появлением самоклеющихся марок появились и самоклеящиеся буклеты. Их можно более правильно назвать папками, в которых размещаются марки. Внешняя обложка брошюры является самоклеящейся подложкой для отслаивания марок.
Популярность и удобство «буклетных корочек» привела к тому, что почтовые администрации многих стран стали использовать их в информационном и рекламных целях. В 1969 году Великобритания выпустила революционный новый тип буклета, который помимо содержащихся в нем почтовых марок также включал рецепты и цветные иллюстрации готового кулинарного творения. Буклет назывался «Марки для поваров».
Это дало толчок для перехода к так называемым «престижным буклетам», что означает - буклет с сувенирной брошюрой с информационными страницами в дополнение к маркам. Со временем «Престиж Буклеты» становятся все более новыми и сложными.
Многие страны выпускают престижные буклеты. Один из самых сложных и, возможно, один из самых интересных, был выпущен Тонгой в 1994 году. Эта брошюра имеет обложку, где через крышку видна голографическая печать.
На страницах брошюры разворачивается история страны через замечательные почтовые марки Тонга. Также в буклет включены действующие в настоящее время репродукции ранних тонганских марок.
Великобритания выпустила первый престижный буклет в 1970 г. В нем было несколько листов разных стандартных марок, а также комбинации местных знаков почтовой оплаты и специальных выпусков.
Сегодня более 150 почтовых администраций мира выпускают буклеты. Некоторые из самых интересных престиж буклетов - это те, которые раскрывают, культуру, традиции, историю своей страны.
пример буклета Великобритании с вставками информационных страниц в честь простых людей-солдат, отдавших жизнь в войне 1914 года.
Часто именно при печати буклетов применяются самые последние и совершенные технологии печати. Качество многих престижных буклетов впечатляет. Ими хочется любоваться и иметь в своей коллекции.
В России первым престиж буклетом считается выпуск 2001 года сувенирный буклет «Государственные символы Российской федерации». Буклеты были напечатаны во Франции с применением тиснения золотом в 22 карата и к ним прилагаются соответствующие сертификаты подлинности.
Всего на этот момент у нас выпущено 38 престиж буклетов. В них содержится дополнительная интересная информация к выпуску, часто способ печати марок (блоков) отличается от выпуска аналогичных обычных марок. Учитывая небольшие тиражи буклетов, они очевидно в будущем станут филателистической редкостью.
Самые задаваемые вопросы: «Почему буклеты не так популярны? Или как правильно хранить буклеты в коллекции?»
Коллекционеры оформляют коллекции своих буклетов различными способами. Обычный метод называется «расшитый» буклет, где обложка, страницы с марками, размещаются или даже сшиваются на странице альбома.
Другие просто размещают весь буклет на странице и описывают его содержание. Производители филателистических аксессуаров разработали буклетные альбомы с прозрачными рукавами, так что буклет можно увидеть с обеих сторон. Другие коллекционеры используют традиционный метод и размещают свои буклеты в коробках для обуви и других удобных контейнерах.
Разумеется, буклет представляет собой филателистическую ценность благодаря содержанию, но и как законченная продукция. Некоторые коллекционеры преодолевают эту проблему, приобретая два буклета. Один из них остается неповрежденным, а другой расшивается, отображая все его компоненты, включая страницы буклета, чередование марок, обложки и связующий материал.
В заключении стоит отметить, что «маленький» Люксембург также стал первооткрывателем малых листов почтовых марок (1921-1923 гг.), которые теперь распространились по всему миру.