Перевернутая реальность
2017-07-27 20:20:11, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Сегодня поговорим о том, как можно все перевернуть "с ног на голову" и наоборот. Про "перевертку" надпечатки Леваневского мы говорили недавно. А теперь....
На первый взгляд кажется, что на марке США изображен самолет, делающий мертвую петлю. Но это типографский брак, который превратил самую обычную марку в уникальную.
В 1918 году почтовое ведомство США решило открыть регулярные авиарейсы с почтовыми перевозками между Нью-Йорком, Вашингтоном и Филадельфией. Такая услуга стоила дороже пересылки первым классом. А чтобы не пришлось наклеивать большое количество марок, придумали выпустить одну специально для этого тарифа — номиналом в 24 цента.
На марке был изображен биплан «Дженни» фирмы «Кёртисс» (Curtiss JN-4) в патриотических красно-синих тонах. Через печатный станок марку пропускали два раза, наносив то красный цвет, то синий. Иногда из-за невнимательности сотрудники типографии помещали листы на станок не той стороной, и марки получались бракованными. Три листа с перевернутым самолетом нашли и сразу уничтожили. Но один лист из 100 марок все-таки попал в почтовые отделения. Именно за ним потом и началась охота.
Первым счастливчиком стал коллекционер Уильям Т. Роби. Позже лист переходил от покупателя к покупателю, целый лист для продажи разделяли на блоки из восьми, четырех и даже одной марки. Цена менялась от 15 тысяч долларов за лист до 600 тысяч за квартблок (блок из четырех марок).
«Перевертышей» в истории филателии было немало: в 1901 году таким же образом была напечатана американская марка с пароходом, но тогда бракованных листов сохранилось больше.
подробнее посмотреть марки США периода 1930-х-2000- годов можно у нас на сайте в каталоге ---->
«Перевернутая Дженни» стала одной из самых вожделенных марок для филателистов. Ее легендарная редкость обыграна даже в мультсериале «Симпсоны»: главный герой, Гомер, роется в коробке на распродаже и находит «Перевернутую Дженни». «Фу, самолет вверх ногами», — говорит он и бросает марку обратно.
Подобные казусы на марках не дают покоя пытливым коллекционерам. Как мы писали ранее про курьезы филателии, один "такой курьез" нашел наш знакомый филателист на марке СССР 1982 года в серии планеризма , а именно, что планер изображен в перевернутом виде. «Этого не может быть! Ведь это же безмоторный планер! Он так разобьется!» - заключил он.
Пришлось сообщить исследователю, что…. «28 октября 1930 г. летчик В. А. Степанченок на этом планере совершил выдающийся полет - три раза выполнил мертвую петлю. И это в одном неуправляемом полете!! «Мертвые петли», выполненные В А. Степанчонком, стали сенсацией седьмого слета планеристов. Сам конструктор С. В. Ильюшин особо подчеркивал научно-экспериментальное значение подобной новой конструкции планера».
Но самая курьезная и во многом смешная история про "перевертыши" случилась также в Америке. Все началось с авиакатастрофы в Африке. К первой годовщине со дня гибели Дага Хаммаршёльда 23 октября 1962 года бы выпущена памятная марка. Марка печаталась в типографии в листах по 200 экземпляров в три цвета, чёрном, коричневом и жёлтом, на обычной бумаге, с зубцовкой 11. В дальнейшем листы поступали в почтовые отделения четвертями по 50 экземпляров в каждой. Сюжет марки: справа портрет Дага Хаммаршёльда, слева здание Секретариата ООН на Манхэттене в Нью-Йорке.
(на фото приводим наш собственный экземпляр, угловой перевертыш со смещением фона и контрольными знаками на поле)
В части тиража жёлтый фон оказался ошибочно перевёрнут и смещён, из-за чего около небоскрёба и по всей поверхности марки образовались заметные непрокрашенные участки, а на марках крайнего левого ряда марочного листа левая четверть поверхности оказалась без жёлтого фона вообще. Технологически, поскольку жёлтый фон печатался раньше нанесения чёрно-коричневого рисунка, перевёрнут оказался как раз рисунок, но традиционно считается наоборот.
Тираж выпуска 23 октября составил 121 440 000 экземпляров. Перевёрнутый жёлтый фон в части тиража был обнаружен почти сразу же по выходу марки в свет — такое случилось впервые после знаменитой «Перевёрнутой Дженни», авиапочтовой марки США 1918 года.
Первым обнародовал свою находку один филателист из штата Огайо Джеральд Кларк. Он приобрёл на почте лист марок памяти Дага Хаммаршёльда с перевёрнутым фоном и уже успел использовать по назначению 31 марку из них на свою почтовую корреспонденцию, и тут друзья указали ему на странность на его марках. Кларк немедленно объехал все окрестные почтовые отделения с целью выкупить оставшиеся "перевёртки", но нигде не обнаружил больше ни единой. Это дало ему основания оптимистически оценить остававшиеся у него 19 экземпляров в 200 тысяч долларов. и похвалиться этим в местной газете.
Короткая газетная заметка о находке Кларка попалась на глаза ювелиру из Нью-Джерси Леонарду Шерману, филателисту с четырёхлетним стажем. Шерман приобрёл за $8 четыре листа по 50 таких же перевёрток и как раз размышлял, как ими распорядиться с пользой. Он не нашел ничего лучшего, чем позвонить в газету Newоrk Evening News и сообщил о сокровище. После последующей публикации о скандале в журнале Time, ювелир оценил свою собственность более чем в $500 тыс. и уже начал делиться с прессой планами по оплате из этих денег высшего образования для своих пятерых сыновей.
После публикации о находке Шермана история с перевёртками моментально стала горячей новостью в американских СМИ и обрела известность по всей стране. К середине ноября 1962 года рыночная стоимость одной марки-перевёртки дошла до $13 тыс., а квартблок из четырёх марок оценивался на тот момент уже в $65 тыс. Ответная реакция власти оказалась суровой. 13 ноября 1962 года стало известно, что тогдашний генеральный почтмейстер США Джеймс Эдвард Дэй отдал распоряжение Бюро гравировки и печати США о намеренном допечатывании дополнительно 40 миллионов марок в точности с той же ошибкой, чтобы предотвратить спекуляций на филателистическом рынке и исключить возможность наживаться на ошибке почтового департамента.
Чиновник мотивировал своё решение так: "Мы заинтересованы помогать рядовым коллекционерам - а это миллионы коллекционеров, собирающих обычные марки, - и не допустим, чтобы кто-то оказался в более выгодном положении по сравнению с ними."
Спустя всего 24 дня после выхода в свет первого тиража, 16 ноября того же года, было допечатано и выпущено в свет 400 тысяч марок с ошибкой. Правда, Леонард Шерман, не растерявшись, подал на Джеймса Дэя судебный иск с требованием заблокировать продажу отпечатанного тиража перевёрток — и федеральный судья успел в интересах истца приостановить допечатку. Но было уже слишком поздно: менее чем за четыре часа с начала продажи нового тиража почтовых марок памяти Хаммаршёльда и до получения почтовыми отделениями страны решения Филателистического агентства по продажам (PhilatelicSalesAgency) почтового департамента США о её приостановке было распространено 320 тысяч экземпляров марок.
Наблюдая толпы покупателей марок-перевёрток, Комментатор Си-Би-Эс иронически объявил горячую ноябрьскую неделю Национальной неделей коллекционирования марок (NationalStampCollectingWeek). Газета New York Herald Tribune пошла ещё дальше и поставила вопрос ребром:
Почему бы тогда не взять каждую редкую американскую почтовую марку, не переиздать и не пустить в повторную продажу? Это наверняка гарантировало бы решение вопроса о „дутой ценности“ исторически редких марок.
Совокупно распространённый тираж перевёрток Хаммаршёльда, тем не менее, составил в итоге 40 270 000 экземпляров, что полностью свело на нет вероятность наживы. Леонард Шерман и некоторые другие «счастливые» владельцы перевёрток Хаммаршёльда первого выпуска добились по суду выдачи им специальных сертификатов от почты США, удостоверяющих этот факт. Что в коммерческом отношении им, впрочем, мало помогло: цены на перевёртки рухнули до их номинала - четырёх центов.
В дальнейшем в филателистической литературе совокупность действий генерального почтмейстера и реакции американцев получила название «Day’s Folly» — «безумие Дэя». В каталогах почтовых марок тот повторный выпуск обычно описывается как «особый тираж» (special printing) и под отдельным номером.
Даже теперь, спустя более чем полвека, остаётся неизвестным, сколько именно перевёрток содержал первый выпуск (возможно, таковых было 400 штук) и как их отличить от допечатанных — они идентичны. Ныне рыночная стоимость перевёртки Дага Хаммаршёльда лишь немного превышает стоимость нормально напечатанного варианта — обе марки обычно оцениваются в 20—50 центов каждая.
------------------------------
Могла ли подобная история произойти у нас? - решайте сами. Но очевидно, что лучше жить в нормальной реальности, а не перевернутой.