ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Марок царской России ждет возрождение и большое будущее

Поиск по статьям:

Марок царской России ждет возрождение и большое будущее

2017-06-30 14:53:25, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, мы начинаем цикл познавательных заметок о самых интересных марках в истории мировой филателии. Мы постарались выбрать знаковые экземпляры, и будем приводить интересные истории (как правдивые, так и не совсем). Потому что любое увлечение держится на ИНТЕРЕСЕ. И разные былины, легенды, порой запоминаются лучше и "живут в народе" дольше, чем голые факты и цифры.

Начнем мы с первой марки России. Той еще России, "царской", дореволюционной. Прошло 20 лет с той памятной Всемирной филателистической выставки "Москва-97". Именно тогда была произнесена эта фраза: "марки царской России, которые в течение 80 лет после революции были практически недоступны для российских же коллекционеров, спонсоров и дилеров, ... теперь  нетрудно предсказать, что их ждет возрождение и большое будущее."(З. Микульский)

Вначале кратко напомним предысторию. В России почтовая реформа произошла даже раньше чем в Англии. В  1833 году в обеих столицах Санкт-Петербурге и Москве в людных местах, мелочных лавках и кондитерских , были установлены почтовые ящики. За отправление письма тогда платили лавочнику, что потом было признано неудобным. И вот тогда  чиновник по особым поручениям Алексей Чаруховский был отправлен в Европу и Англию для изучения почтового опыта.

Пока он колесил по странам Европы, наши в Питере не сидели "сложа руки". И в 1845 году были введены в обращение штемпельные конверты ("куверты"). Когда же Чаруховский  вернулся, то доложил об использовании "самоприклеиваемой" марки. Ранее Его Императорское величество Николай I  благосклонно отнесся к идее штемпельных кувертов. Теперь же он был озабочен "Крымской войной" и рассмотрение интересного Проекта было отложено. К нему вернулись лишь в 1855 году.

Так мы отстали от Англии и некоторых стран Европы. Зато презошли в другом!

Ниже мы приводим  статью известного коллекционера Збигнева Микульского, опубликованную в каталоге той памятной выставки 1997 года.

__________________________________________________

Первые почтовые марки Российской Империи 1857-1858 гг.

Первые почтовые марки России были одобрены к выпуску 12 ноября 1856 г. Именно они и являются предметом обсуждения в настоящей статье. Эти марки интересны не только с точки зрения истории филателии. Они представляют собой также большую художественную ценность, так как отличаются исключительно высоким качеством исполнения. Дело в том, что во времена выпуска эти знаки почтовой оплаты безусловно можно было считать самыми красивыми двухцветными марками в мире, что справедливо и сейчас. Их вклад в мировую филателию всегда признавался достаточно высоким. Однако на мой взгляд, в иерархии филателии мирового класса эти марки не пользуются тем уважением, которого они заслуживают. Более подробно я намерен осветить этот вопрос несколько позже.

Первые российские марки были выпущены 1 января 1858 г.  (по юлианскому календарю, который в то время на 12 дней опережал существующий григорианский календарь). Тогда в Москве и в Санкт-Петербурге для местного применения в продаже уже имелись штемпельные конверты из почтовой бумаги, которые появились в 1845 г.

В 1848 г. в обращение были выпущены новые штемпельные конверты трех различных номиналов. Они предназначались для общегосударственного применения и стоили 10, 20 или 30 копеек в зависимости от веса письма (почтового отправления). Соответствующие значения веса письма составляли 1, 2 или 3 лота (в старой системе измерения веса один российский лот равен 12,787 г).

Это однообразие почтовых тарифов, основанное на весе без учета расстояния, явилось шагом вперед для государственной почтовой службы России, которая работала, хотя и медленно, зато устойчиво и эффективно. Это обстоятельство представляется особенно важным, если учесть, что в то время Россия была крупнейшим государством в мире и имела весьма обширную территорию.

В 1852 г. начались работы по подготовке к выпуску почтовых марок, которые должны были дополнить штемпельные конверты в качестве средства почтовой оплаты, а со временем и заменить их. Были разработаны пробные варианты марок с различными рисунками и на разной бумаге. В результате было решено выпустить три марки с перфорацией на бумаге с водяными знаками типографским способом в двух цветах. Их номиналы должны были соответствовать предоплате почтовых услуг по весу писем: "1" (один лот) — 10 копеек, "2" (два лота) — 20 копеек и "3" (три лота) —  30 копеек. Рисунок этих марок представлял собой овал в центре, в котором размещался государственный герб — двуглавый орел. Под гербом размещалась эмблема почтового ведомства — два скрещенных почтовых рожка. Вокруг центральной части рисунка предусматривалась овальная рамка, в которой размещались надписи "Почтовая марка" и "10 коп. за лот".

Гравирование по стали для изготовления печатных форм выполнил Франц Кеплер из Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Печатные формы были изготовлены методом гальванопластической электротипии с использованием опорного (первичного) штампа. С помощью этого штампа изготавливались клише для печати листов по 100 марок. Для марки каждого номинала требовалось изготавливать по две печатных формы.

С помощью одной формы печаталось выпуклое изображение орла в центре; вторая форма использовалась для печати остального рисунка в рамке. Указанную технологию гальванопластической электротипии в 1838 г. изобрел российский ученый Б. Якоби.

На печатной форме размещалось 100 марок, разделенных на четыре секции. В каждой секции по 25 марок (5x5). Между секциями крестообразные поля шириной 9,5 мм (для просечки перфорационных отверстий). Печатная плата с синей центральной частью, в которой размещалось выпуклое изображение орла белого цвета, имела идентичный формат. Марки печатались в две операции. В ходе первой операции на бумагу наносился рельефный оттиск государственного герба, причем овал и центральная часть марки печатались синей краской. Затем коричневой краской печаталась остальная часть рисунка.

Водяной знак наносился так, чтобы он располагался на центральной части рисунка каждой марки в листе, на четырех углах которого (справа и слева) ближе к краям надписи номинала данной марки. Для нанесения водяного знака пришлось пойти на использование утолщенной (плотной) бумаги. Это обстоятельство впоследствии стало причиной многочисленных нареканий, поскольку марки часто отклеивались от писем. До процесса печати на бумагу наносился тонкий слой белого клея. Перфорационная машина представляла собой устройство типа "бороны", которая просекала отверстия на всем листе за одну операцию. Выполняемая с помощью такой "бороны" перфорация размера 14 3/4:15 отличается постоянством характеристики.

Однако перфорация в верхнем правом и в нижнем правом углах, в зависимости от положения листа из-за его плотности смещалась, что следует учитывать при изучении марок на конвертах. Таким образом по смещениям перфорации на углах мы можем определить, что изучаемые марки относятся к российским выпускам ("номерам") 2, 3 или 4, причем удалять их для этого с конвертов вовсе не требуется (рис.1).

Предполагалось, что марки, указанных трех номиналов будут только с перфорацией. К сожалению, заказанная в Австрии перфорационная машина прибыла в неисправном состоянии и потребовала значительного ремонта. Для того, чтобы обеспечить выпуск первых марок в назначенный срок, а именно 1 января 1838 г., три миллиона 10-копеечных

марок были выпущены на листах без просечки — беззубцовыми.

После исследований в течение ряда лет я пришел к выводу, что для изготовления этих 10-копеечных марок были использованы две разных печатных формы (рис.2 и 3).

Первая форма была изготовлена из мягкой меди, и со временем "сработалась" (см. рисунок); вторая форма также оказалась невысокого качества. На марках, напечатанных с помощью первой формы, мы находим несколько примеров типографского брака. Самой существенной ошибкой является наличие "точки" после цифры "10" в строчке " 10 коп за лотъ" (рис.4). Это отличие в надписи встречается в первом вертикальном ряду марок на листе и является, по существу, типичной ошибкой при печати.

Известны всего лишь два примера марки с "точкой" после цифры "10": на письмах — на конвертах из Динабурга и из Вильно (рис.5). Известны примеры других постоянных "опечаток" из-за дефектов формы. Имеются неподтвержденные сообщения о не перфорированных 10-копеечных марках с "перевернутым" водяным знаком (рис. 6, 7, 8).

Сообщения о якобы имевшей место повторной ретуши печатных форм для изготовления первых российских марок, как мне представляется, не имеют под собой никаких оснований (рис.9). Дело в том, что при изготовлении первых российских марок "№ 1" повторная гравировка печатных форм просто не могла быть выполнена, поскольку сам метод применяемой гальванопластики это исключал.

Печатные формы с ошибками или с повреждением можно было только заменить. По существу, все показанные здесь марки с типографскими погрешностями следует считать нормальными, если исходить из их соответствующих положений на форме. С другой стороны, неизвестно о наличии марок с отличиями от стандарта, которые были изготовлены с помощью второй печатной формы. Очевидно, что во избежание "проблем" соответствующие клише были укреплены по поверхности формы.

Для изготовления 10-копеечных марок использовалась бумага разной толщины: от 0,065 мм до 0,12 мм. Первые российские марки, изготовленные с помощью первого клише, известны только на плотной бумаге. Марки же изготовленные с помощью второго клише вначале печатались на той же плотной бумаге, а последние оттиски — на более тонкой и более качественной бумаге. Эти последние оттиски обычно отличаются богатством красок и отличной яркостью, а тиснение в центре выполнено просто с отличным качеством (рис.10). Однако они встречаются достаточно редко. Единственная известная неиспользованная пара таких марок изготовлена вторым тиражом с помощью второй печатной формы. В настоящее время эта пара хранится в Центральном музее связи им. А.С.Попова в Санкт-Петербурге (рис. 11).

Она также является единственным известным образцом неиспользованных марок с полностью сохранившимся оригинальным клеем. Некоторые специалисты считают эту пару образцом зубцовых марок (№2), которые были оставлены не перфорированными. По моему мнению, это в действительности нормальная пара российских марок первого выпуска ("№ 1").

Помимо этой уникальной пары существует еще несколько экземпляров 1-й не перфорированной марки с остатками клея. По-видимому, эти марки остались непогашенными на письмах. Они продолжают оставаться в числе значительных раритетов. На филателистском рынке имеется много так называемых неиспользованных "экземпляров" российских марок первого выпуска ("номер 1"), к которым часто прилагаются сертификаты достоверности, выданные ныне живущими или ушедшими от нас "экспертами". На этих марках всегда имеются знаки гашения, удаленные химическим способом, и заново нанесенный слой клея для введения коллекционеров в заблуждение. К сожалению такие марки имелись в знаменитых коллекциях А.Фаберже, Госса, Эпштейна и др., в свое время ставших жертвами обмана и приобретших марки, с которых знаки гашения удалены химическим способом. Что же касается меня, то будучи специалистом в этой области и активным коллекционером российских марок в течение последних сорока лет, я все еще жду счастливого случая, когда мне удастся заполучить экземпляр марки с оригинальным клеем.

Согласно Указу, первая российская марка должна была поступить в обращение на территории России и бывшего Королевства Польского 1 января 1858 г., а в Сибири и в Закавказье — 12 марта 1858 г. Но поскольку 1 января — праздник Нового года, фактически марки попали в продажу днем позже. В коллекции П.Бьянчи (Милан) имеется письмо, франкированное 10-копеечной беззубцовой маркой и отправленное 2 января 1858 г. из Вильно в Варшаву. Это следует считать первым днем использования российской марки первого выпуска ("номер 1"). Однако нам следует иметь в виду, что в конце декабря 1857 г. было продано 10500 таких марок. Так что теоретически можно предполагать, что эти марки могли быть использованы уже в декабре. В самом деле, в литературе отмечено существование письма, отправленного из Тауроггена в Санкт-Петербург 31 декабря 1857г.

В настоящее время мы можем выделить для первых русских марок гашения трех различных типов. В период с 2 января по 28 февраля 1858 г. марки должны были гаситься с помощью пера (чернилами) в соответствии с декретом 10 декабря 1857 г. (рис. 12)

Как мы видим, такой способ гашения марок применялся действительно очень недолго (всего два месяца). Наименее "популярными" являются конверты с марками, имеющими перьевое гашение. Правда, при этом они встречаются крайне редко: в настоящее время известно не более 30. Начиная с марта 1858 г., перьевые гашения пришлось дополнить штемпельным гашением с указанием города. Таким образом, конверты, имеющие гашения как пером, так и городским штемпелем можно считать примерами временного использования.

С 1 марта 1858 г. отдельным начальникам почтовых отделений было разрешено пользоваться ручными до марочными штемпелями (декрет от 28 марта 1858 г.). Эти штемпеля, применявшиеся до июня-июля 1858 г. представляют действительно большой интерес (Рис. 13).

Они существуют в различных формах, с различными размерами и датами. Надписи на некоторых из них сделаны либо с использованием только кириллицы, либо на двух языках с немецким или польским названием города. Согласно правилам, гашения должны были выполняться в черном цвете. Однако многие почтовые чиновники пользовались красными чернилами (Динабург), особенно в Польше.

Известны также знаки гашения других цветов (синий, зеленый и фиолетовый). В некоторых почтовых отделениях, в том числе в Ковно, Риге, Динабурге и Киеве, изготавливались собственные штемпеля с указанием даты гашения (рис. 14). В тексте представлены изображения некоторых таких и других гашений (рис. 15).

С 31 мая 1858 г. в России были введены номерные точечные штемпеля. До этого такие точечно-цифровые (далее точечные) штемпеля применялись в Королевстве Польском (постановление от 22 марта). Перед переходом к повсеместному применению таких точечных штемпелей гашения в течение некоторого времени в экспериментальном порядке использовались штемпеля в виде четырех концентрических колец из точек (диаметром 26 мм); в центре — маленькая цифра " 1". Это экспериментальное гашение было заменено 11 февраля на другой тип: три кольца с более крупной цифрой " 1". С таким редким гашением известна всего лишь одна беззубцовая 10-копеечная марка. Несколько таких гашений было нанесено также на 10 и 20 копеечные перфорированные марки (рис. 16).

В различных почтовых округах применялись разные точечные гашения. Круглые точечные гашения с цифрами от 1 до 60 в центре трех концентрических окружностей из точек использовались в двух главных почтамтах в Санкт-Петербурге и в Москве, а также в 58 почтовых отделениях губернских и областных городов и в военных округах (рис.17).

Прямоугольные точечные гашения с цифрами от 1 до 619 предназначались для почтовых отделений уездных городов. Почтовые отделения приграничных городов получили штемпеля гашения в виде овала с цифрами из точек от 1 до 9. На железнодорожных станциях и в почтовых вагонах применялись штемпеля гашения в виде плоских шестиугольников из точек с цифрами от 1 до 12. Все эти гашения имеются на марках первого выпуска ("номер 1"). А вот железно­дорожные гашения существуют только на почтовых отправлениях из Москвы ("2") и Санкт-Петербурга ("1").

17 августа были введены дополнительные точечные штемпеля гашения. Они были выполнены в виде шестиугольников с заос­тренными углами. На них предусматривались цифры от 2 до 103. Такие штемпеля предназначались для почтовых отделений в небольших городах и в деревнях. Усеченные треугольники с цифрами от 1 до 1700 использовались на почтовых дорогах. Эта последняя группа знаков гашения была введена в употребление уже после того, как был выпущен второй тираж перфорированных марок. Поэтому таких гашений очень мало на марках первого выпуска ("номер 1"). По существу, известны только два конверта с гашениями в виде усеченных точечных треугольников: один был отправлен из Ратно в Варшаву (№ 129) (рис.18), а второй — из сибирской деревни Станция Шелепучийская в Москву (№610).

Российские марки первого выпуска использовались также в бывшем Королевстве Польском. При этом там применялся специальный штемпель гашения, который оставлял оттиск в виде четырех точечных концентрических окружностей с цифрами от 1 до 269. Эти штемпеля были введены в обращение 29 марта 1859 г. По моим расчетам, должно существовать всего лишь 15 писем с марками первого выпуска ("Номер 1"), которые были использованы в Польше (рис.19).Марки в сцепках первого российского выпуска представляют большую редкость.

Как уже отмечалось, известно о существовании всего лишь одной чистой паре. Гашеных немногим более 30 пар. Примерно половина из них — на письмах с перьевым или штемпельным гашением (с названием города отправки). Известны четыре сцепки по три гашеных марки в каждой (рис.20). Самая большая из известных сцепок представляет собой полоску из пяти марок с гашением пером. На рис. 21 представлено изображение пары марок вместе с одной маркой на письме от 28 марта 1858 г. из Одессы в Таганрог, а на рис. 22 — сцепка из трех марок, располагавшихся на краю листа, на письме от 28 января из Бердянска в Одессу. Коллекция Таплинг, одного из крупнейших коллекционеров за всю историю филателии, хранящаяся в Британскоммузее в Лондоне, может похвастаться письмом, которое франкировано сценкой из четырех марок № 1. Это письмо было отправлено 17 апреля 1858 г из Бердянска (рис.23). Самая большая из известных франкировок (пять марок первого российского выпуска) находится в коллекции Фаберже. Эти марки были наклеены на банковское письмо, отправленное 22 января 1858 г. из Белостока в Варшаву (рис. 24).

Смешанные франкировки 10-копеечных беззубцовых марок в сочетании с перфорированными марками последующих выпусков будут обсуждены ниже.

Беззубцовые марки с полями от листа встречаются относительно редко. Это не совсем понятно, особенно если принять во внимание, что эти марки выпускались на листах с пробельными интервалами, что в принципе могло дать очень большое количество экземпляров марок с полями от листа. На деле же о существовании пар марок с пробельным интервалом ничего не известно. Это обстоятельство позволяет предположить, что после печати большие листы разрезались на секции по 25 марок, а затем секции резались на одиночные марки, что и объясняет редкость марок с полем от листа и марок в сцепках. Данное явление контрастирует с положением в области классических марок того времени (германские княжества, Бельгия и Франция).

Теперь обратимся к маркам с перфорацией. К ним прежде всего относятся 10-копеечные марки, которые вначале печатались с помощью второй типографской формы. Эта форма, как было отмечено выше, была использована также для печати второй части беззубцовых марок. В мае 1858 г. появилась новая партия 10-копеечных марок (рис.26).

Причем совершенно очевидно, что для их изготовления была применена более новая, третья печатная форма. По-видимому, она понадобилась потому, что к этому времени было выпущено огромное число марок (3000000 беззубцовых и 8283000 марок с перфорацией). Для изготовления такого количества марок требовалось, по крайней мере, три печатных формы.

Бумага, использованная для изготовления марок с перфорацией, была вначале очень плотной, но впоследствии она стала тоньше и более высокого качества. Причем на клеевой стороне отчетливо виден выпуклый рисунок.

Такой переход к применению более качественной бумаги был обусловлен многочисленными нареканиями, поскольку марки просто отваливались от конвертов. Марки этого третье го выпуска имели столь же высокое качество, что и марки двух предыдущих выпусков. При этом рисунок на них был несколько ярче и светлее. Данная форма продолжала применяться и позже для выпуска марок с перфорацией 12 1/2 без водяных знаков.

В число сцепок марок с перфорацией входит большой неиспользованный фрагмент, хранящийся в музее ГОЗНАКа. Известно, что в частных коллекциях существует блок из четырех неиспользованных марок, а также сцепка из трех марок на плотной бумаге, изготовленных при помощи второй печатной формы (рис.27).

Известно также о существовании двух квартблоков гашеных марок и блока из шести марок, которые также были отпечатаны со второй формы на плотной бумаге. Самая крупная из известных сцепок на письме состоит из трех марок (рис.28).

Предполагается, что перфорированные 10-копеечные марки были выпущены 1 января, но самое ранее известное использование такой марки датируется 7 января. Она была наклеена на письмо, посланное из Санкт-Петербурга в г.Ваза (Финляндия). Гашения, применявшиеся для перфорированной марки, были аналогичны гашениям беззубцовых. При этом перьевые и до марочные гашения встречаются гораздо реже, поскольку 95% марок как в России, так и в Королевстве Польском гасились номерными штемпелями. Встречаются также и цветные штемпеля гашения, но они, естественно, гораздо более редки (рис. 29).

Рассмотрим теперь рисунок 20-копеечной марки, для печати ко торой была изготовлена новая форма. Эта форма продолжала использоваться и позже для выпуска марок без водяного знака. Мы можем различить два разных выпуска: марки на плотной бумаге, изготовленные 20 января 1858 г. с общим тиражом 200000 экз., и марки на более тонкой бумаге, напечатанные в количестве 5000 экз. 4 апреля и в количестве 126000 экз. — 15 июня. Помимо плотности бумаги данные выпуски отличаются друг от друга еще и оттенком цвета: на марках первого выпуска рамка темно-синего цвета, марки же второго выпуска имеют более светлую рамку с почти сероватым оттенком. Кроме того, печатная форма имела три дефекта: в позиции 81 цифра "20" в верхнем левом углу выглядит как сдвоенное изображение (рис. 30) со слегка сдвинутым центром; перед цифрой "2" проглядывается белая точка и на верхней линии рамки видна зазубрина (рис. 31). Кроме того, на слове"Почтовая" имеется также небольшой круглый дефект (не пропечатка) на букве "Я". Указанные типографские дефекты встречаются также и на 20-копеечных марках третьего выпуска (рис. 32).

Так же, как и в случае 10-копеечной марки, в московском музее ГОСЗНАК имеются большие сцепки из неиспользованных марок.

В частных коллекциях находятся два блока из четырех неиспользованных марок (рис. 33), пять пар использованных экземпляров (две пары марок из первого выпуска и три пары — из второго), а также сцепка из трех гашеных марок (рис. 34). Кроме того, существует весьма известная сцепка из четырех марок на письме из Санкт-Петербурга в Вольмар, отправленном 10 марта 1858 г. (рис. 34а). Эта сцепка является одним из самых больших раритетов в российской филателии.

Несмотря на то, что 20-копеечные марки предполагалось выпустить в обращение 1 января 1858 г., их поставки были выполнены лишь в конце января, а первые образцы можно было приобрести в почтовых отделениях не раньше февраля. Самое раннее использование 20-копеечной марки известно на конверте, отправленном из Санкт-Петербурга в Харьков 19 февраля 1858 г. Эти марки находились в обращении вплоть до 1859 г., а затем, в связи с многочисленными жалобами о том, что марки то и дело отваливаются от конвертов, они были изъяты из обращения до 1863 г. Однако почтовое ведомство время от времени по мере необходимости извлекало 20-копеечные и 30-копеечные марки с водяными знаками из имеющихся запасов вплоть до 1873 г. Существует разрезанная 20-копеечная марка,

половинка, которой была использованы для франкировки 20-копеечного письма, отправленного 15 июля 1858 г. из Бердичева в Варшаву. В литературе имеется упоминание о марке с перевернутым водяным знаком, которая якобы находится в коллекции Кретцша. Штемпеля гашения, известные на 20-копеечных марках, аналогичны штемпелям на 10-копеечных экземплярах предыдущих выпусков.

Однако в этом случае гашение пером практически неизвестно. Ни одного такого гашения на конвертах не зарегистрировано. К обычным знакам гашения относятся номерные штемпеля и штемпеля с указанием даты, причем последние встречаются крайне редко. Всего известны лишь 15 писем, франкированных российскими марками третьего выпуска "№ 2" включая три письма, отправленных в бывшем Королевстве Польском.

Для изготовления 30-копеечных марок была использована всего лишь одна печатная форма, которая применялась впоследствии для выпуска марок с водяным знаком. Так же, как и в случае с 20-копеечной маркой, здесь мы различаем два отдельных выпуска: на плотной бумаге (100200 марок были отпечатаны 29 января 1858 г.) и на более тонкой бумаге (71500 экземпляров были отпечатаны 13 июня). Между марками этих выпусков имеются и различия по оттенкам цвета: марки первого выпуска были темно-красного и желтовато-зеленого цвета; марки второго выпуска — пурпурного и желто-зеленого. О каких-либо типографских дефектах ничего неизвестно.

Так же как в случаях с двумя предшествующими марками, в музее ГОЗНАКа хранится большой фрагмент неиспользованных марок. В частных коллекциях имеются два квартблока непогашенных марок, которые, по-видимому, были на том же листе, что и марки из музея (рис. 35). Имеется также сцепка из трех гашеных марок первого выпуска, которые были наклеены в сочетании с беззубцовой 10-копеечной маркой на конверте, отправленном из Овруча в Санкт-Петербург 21 апреля 1858 г. Самая большая известная франкировка представляет собой пару в сочетании со сцепкой из четырех марок, которые были использованы на конверте, отправленном 15 августа 1858 г. из Санкт-Петербурга в Воронеж (рис. 36).

Эти марки также относятся к первому выпуску. Существует также пара марок из второго выпуска на конверте, отправленном 19 июня 1859 г. из Таганрога в Ростов-на-Дону (рис. 37).

Несмотря на то, что 30-копеечные марки должны были поступить в продажу 1 января, наделе их поставки задержались до февраля. Так что самое первое использование такой марки датируется 15 апреля 1858 г. Применявшиеся при этом штемпеля гашения были аналогичны описанным выше (рис. 38). Цветные-почтовые гашения встречаются крайне редко. Известны восемь экземпляров, которые были использованы в бывшем Королевстве Польском, в том числе одна марка на конверте (рис. 39). По существу, эта марка четвертого выпуска "(номер 4)" представляет собой редчайший экземпляр знака почтовой оплаты царской России. Известны всего лишь 10 конвертов с такими марками, причем три из них являются примерами уникальной множественной франкировки. Все неиспользованные марки с полностью сохранившимся  первоначальным слоем клея очень редко попадаются в продаже на рынке.

Ниже приводятся известные экземпляры марок первого выпуска ("номер 1"), которые были использованы для смешанной франкировки, т.е. с марками других выпусков.

1. Номер 1 плюс номер 2: беззубцовая и перфорированная 10-копеечная марка на письме из Пернова.

2. Номер 1 плюс номер 2: беззубцовая и перфорированная 10-копеечная марки на письме из Митавы (бывшая коллекция Фаберже).

3. Номер 1 плюс номер 3: беззубцовая 10-копеечная вместе с перфорированной 20-копеечной маркой на письме из Устюжы от 12 июля 1858 г. (бывшая коллекция Фаберже).

4. Номер 1 плюс номер 3: беззубцовая 10-копеечная марка в сочетании с перфорированной 20-копеечной маркой на конверте из Ревеля в Порт-Кунда, датированном 30 апреля 1858 г. (рис. 40).

5. Номер 1 плюс номер 4: беззубцовая 10-копеечная марка в сочетании с перфорированной 30-копеечной на письме из Архангельс ка от 2 мая 1858 г. (из бывшей коллекции Фаберже).

6. Номер 1 плюс сцепка из трех марок "номер 4": беззубцовая 10-копеечная в сочетании с тремя перфорированными 30-копеечными марками на конверте из Овруча, отправленном в Санкт-Петербург 25 апреля 1858 г. Эти марки считаются величайшей редкостью в российской филателии и входят в число самых больших филателистических раритетов в мире (рис. 41).

7. Номер 1 плюс номер 5 (выпуск 1859 г.): беззубцовая 10-копеечная марка в сочетании с перфорированной 10-копеечной на письме из Ревеля в Ригу, отправленном 25 декабря 1859 г. (рис. 42).

8. Номер 2, использованная на штемпельном 10-копеечном конверте, отправленном 29 апреля 1859 г. из Дорпата в Тифлис (рис. 43).

Рассмотрим причины, которые обусловили раритетность марок этих первых выпусков в царской России, особенно сцепок на конвертах. Главная причина заключается в том, что вплоть до 1864 г. письма за границу, а также заказные и ценные письма адресатам внутри страны нужно было оплачивать наличными в момент отправки. Использовать на них почтовые марки не разрешалось. Поскольку корреспонденция государственных и официальных учреждений, а также переписка по больничным и церковным делам почтовой оплате не подлежали, потребление марок было достаточно ограничено.

Кроме того, прочно укоренившееся использование штемпельных конвертов, которые были в продаже с 1848 г., обусловило наличие определенной конкуренции для этих новых знаков почтовой оплаты. Сами же деловые письма обычно писались на тонкой бумаге (для уменьшения веса). Письма вкладывались в штемпельные конверты, и наклейка дополнительных марок не требовалась. Таким образом, для большинства писем было достаточно однократной франкировки.

Золотой век российской филателии приходится на период с 1880 г. по 1910 г. В это время российские марки были очень популярны. Коллекционеры, однако, редко интересовались письмами. Большинство собирателей предпочитало иметь неиспользованные или использованные единичные экземпляры. Самый известный коллекционер того времени, граф Феррари, в своей коллекции российских марок имел большое число редких экземпляров, в том числе марки с перевернутой центральной частью, ошибки в перфорации и т.д. Однако в его собрании практически не было конвертов. И только в конце XIX в. появились коллекционеры, например, Полянский, Кретцш, Таплинг, Ротшильд, а также Брейтфус и А.Фаберже в России, которые начали собирать конверты, франкированные первыми российскими марками. По существу, именно письма из этих больших собраний и известны в настоящее время. Кроме того, Россия прошла через революцию и две мировые войны, во время которых большинство обширных архивов были полностью уничтожено. После революции у аристократов, в спешке покидавших страну просто не было времени, чтобы заняться спасением своих фамильных архивов, в которых вполне вероятно могли находиться конверты с марками первых выпусков.

Мои изыскания показывают, что всего сохранилось примерно 300 конвертов, франкированных российскими марками первого выпуска ("номер 1"). Если учесть большое разнообразие способов гашения (пером, номерными штемпелями, до марочными штемпелями), то окажется, что у коллекционера очень небольшой выбор образцов, особенно в случае, если он намерен заняться изучением истории почты с тем, чтобы определить, где тот или иной образец был использован, в каком городе и т.д.

Эта известная маленькая марка (Россия №1) считается также "исходной точкой" для собирателей марок в Польше, на Украине, в Латвии, Эстонии и Литве, которые в то время были окраинами огромной Российской империи. Это обстоятельство лишь увеличивает трудности, с которыми приходится сталкиваться при попытках приобрести экземпляры марок этого выпуска.

Настоящая статья посвящена маркам царской России первых четырех выпусков, их характеристикам и относительной редкости.

Мы говорим об одной из крупнейших стран мира. При этом сохранилось всего лишь 300 писем с марками №1, 15 — с марками №3 и 10 — с марками №4. Поэтому их раритетность никто не может оспаривать. Можем ли мы сравнивать эти марки с легендарными и весьма дорогими раритетами, выпускавшимися на малых островах бывшей Британской империи, или с марками из других стран, на которых имеются достаточно противоречивые "ошибки" в цвете и которые продолжают искусственно рекламироваться и превозноситься в качестве самых дорогих объектов для филателистических коллекций? Так что когда мы сравниваем эти "раритеты" с редчайшими марками из царской России, которые в течение 80 лет после революции были практически недоступны для российских же коллекционеров, спонсоров и дилеров, то нам совсем нетрудно предсказать, что их ждет возрождение и большое будущее."

------------------------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Кто-то возможно считает, что тема первых марок Российской империи - неподъемная. Отнюдь, как видим, даже первый беззубцовый номер в гашеном виде можно часто встретить в предложениях в Интернете. А можно - и уникальную негашеную!  Скорее всего со сведенным штемпелем. В любом случае, разве не приятно обладателю первой марки осознавать, что Вы теперь находитесь в одном ряду с такими фамилиями, как: Феррари, Фаберже, Ротшильд?.....




Комментарии к статье:
2022-03-31 16:39:08, Дмитрий
Большое спасибо за статью.
2022-04-03 22:41:32, Павел
Спасибо за публикацию. Статья очень интересная и полезная
2022-04-04 23:41:05, Валерий
Вот это и есть филателия!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru