ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Типы Токийских блоков

Поиск по статьям:

Типы Токийских блоков

2017-04-17 21:08:19, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Получив бурные положительные отзывы о статье про Токийский блок 1964 года, мы продолжаем публиковать следующую статью на эту же тему  из последнего номера 12 за 2016 год журнала "РУС", к сожалению прекратившего свою печатную деятельность.

автор статьи Григорий Лобко

В филателистической литературе традиционно описывается наличие двух типов Олимпийских токийских блоков, «зеленого номерного» и «красно­го». В среде филателистов они пользуются популяр­ностью, поэтому и получили свои имена сразу же после появления их в продаже. Автор предлагает не менять традицию и дает их описание, не прибегая к офици­альной терминологии, для простоты восприятия.

Изучение и статистический анализ обоих блоков позволяет утверждать, что они имеют всего 6 устойчи­вых типов[1]. Кроме этого, некоторые типы имеют до­полнительные различия, присущие только «зеленому» блоку или наоборот, присущие только «красному». Для того чтобы понять, как это могло произойти, хотелось бы дать здесь схематичное описание технологии про­изводства.

Для «зеленого» блока монтажник компоновал на 1-й монтажной плате 6 фрагментов рисунков одного цвета, затем на 2-й - 6 фрагментов другого цвета и так далее по количеству цветов рисунка. Все фрагменты теоретически не должны отличаться друг от друга. Да­лее с монтажных плат изготовлялись печатные фор­мы. При травлении, из-за трудности контроля этого процесса, мелкие детали рисунков меняли свою кон­фигурацию, что породило возникновение типов на этом этапе. Готовые печатные формы монтировались на валы печатной машины, не исключено, что и на этом технологическом процессе могли произойти механи­ческие повреждения поверхности печатной формы - а это дополнительные дефекты рисунка. После пе­чати, на готовые листы нумератором наносился шес­тизначный номер, далее пачки печатных листов разре­зались на блоки. Для «красного» блока повторялась та же технологическая цепочка за исключением про­изводства нумерации. Следует напомнить, что печат­ные формы для «зеленого» и «красного» блоков были разными, но изготовлены с одной монтажной платы.

Изучив большое количество блоков, автор получил статистику повторения блоков с одинаковыми и устой­чивыми деталями рисунка, которые можно объединить в типы. Как писалось выше, таких типов насчитывается шесть - по числу блоков, расположенных на печатном листе. Ниже дается описание и иллюстрации харак­терных фрагментов «зеленого» и «красного» блоков. Но сразу необходимо предупредить исследователей, что фрагменты подобраны только наиболее показа­тельные, по мнению автора (ил. 1). На блоках имеется еще ряд характерных повторяющихся деталей, но они не включены в описание. Это сделано намеренно, с целью не подтверждать очевидное несколько раз. Ну­мерация типов приводится произвольно[2].

Тип 1. Точка перед «ТОКИО». Ил. 2

1-й тип имеет отличие между «зеленым» и «крас­ным» блоками. Оно не является характерным призна­ком типа, и возникло при травлении печатных форм. Отличие состоит в том, что нижняя горизонтальная ли­ния над левой точкой и словом «ТОКИО» имеет нор­мальную длину на «зеленом» блоке, а на «красном»-за­метно укорочена и заканчивается правее точки (ил. 3).

 

       Ил. 3

Тип 2. Штрих над навесом стадиона. Ил. 4

Ил. 4

На блоке типа 2 этот штрих самый маленький из всех. На типах 1, 4, 5 он намного больше, тип 3 харак­терен самым большим штрихом, а на типе 6 он просто слит с кромкой навеса.

2-й тип также имеет отличия между «зеленым» и «красным» блоками. Если сравнить слово «ИГРЫ», то на «зеленом» блоке буква «Ы» имеет правильное очер­тание, а на «красном» в «Ы» разорвана дуга (ил. 5). Следующее различие этого типа очень хорошо видно на тексте «СССР». На «зеленом» блоке стойка послед­ней буквы «Р» с разрывом, на «красном» же буква «Р» без повреждений (ил. 6). Эти разновидности явились следствием погрешности технологического процесса

Тип 3. Звезда. Ил. 7

На блоке типа 3 звезда имеет наиболее известный среди коллекционеров дефект - деформирован верхний луч. На других типах практически все лучи имеют свои особенности, но они не так ярко выражены.

Тип 4. Верхний штрих тени. Ил. 8

Ил. 8

Тип 5. Вход на трибуны слева. Ил. 9

Ил. 9

 

Тип 6. Тонкие штрихи помоста над буквами «КИ» («ТОКИО»). Ил. 10

 

Ил. 10

На блоке типа 4 самый верхний штрих тени, распо­ложенный правее руки гимнастки, оторван от осталь­ной штриховки. На остальных типах этот штрих всегда соединен с остальными; размеры этих штрихов раз­личны, но все они больше, чем у типа 4.

На блоке типа 5 в центре трибуны обозначен вход без точки в нем. На остальных типах этот вход всегда имеет точку.

На блоке типа 6 окончания двух верхних штрихов стилизованного помоста сближаются. На остальных типах такого сближения верхних штрихов нет. При этом конфигурация окончаний штрихов на всех ос­тальных типах различна и может также служить при определении некоторых из них.

В заключение хотелось бы обратить внимание на оценку Олимпийских токийских блоков в современных каталогах. Единственный, известный и описанный от­дельно, тип с деформированной звездой «зеленого» или «красного» блока оценивается в различных ката­логах в среднем в 1,5-3 раза больше по отношению к остальным типам, которые т. с. объединены в один «ос­новной». Отдавая должное тем фактам, что тип с де­формированной звездой известен давно, и что его от­личие самое крупное и заметное, необходимо подчер­кнуть, что даже поверхностного анализа выше изло­женного материала достаточно, чтобы убедиться в том, что, по меньшей мере, описание блоков в каталогах требует корректировки. Вероятно, что все выше пере­численные типы имеют одинаковый статус, а это уже повод для пересмотра их оценки.

Григорий Лобко


[1]
- иллюстрация №14 в предыдущей статье в настоящем номере журнала [1] является прямым подтверждением пред­положения автора этой статьи о том, что типов именно 6 (прим. ред.).

[2]- в процессе подготовки настоящей статьи в редакции, порядковые номера типов были изменены и согласованы с информацией из предыдущей статьи [1]. В частности тип с деформированной звездой описан как тип 3. Это сделано для

того, чтобы у читателей не возникало путаницы при прочтении обеих статей (прим. ред.).



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru