Филателия и молодежь
2016-08-18 17:40:56, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Очевидно, что развитие филателии возможно только с привлечение новых филателистов из подрастающего поколения. К сожалению «Филателия стареет», если так можно выразиться. Средний возраст филателистов неуклонно растет. И только популяризация этого удивительного увлечения среди молодежи сможет преломить неприятную тенденцию.
В качестве образовательного и воспитательного средства филателия активно используется в ряде стран Европы, а также в Японии, Канаде, США, Австралии. В рамках проведения филателистической выставки в Берлине, организованной НАФ к 70-летию освобождения Европы от фашизма, мы посетили музей почты и связи в столице Германии. Музей впечатляет своим видом, экспозицией. И вот что я отметил с удивлением. В течение всего одного часа нашего визита мы наблюдали как минимум три группы обучения детей в разных залах музея. Разного возраста, от младших, которые прямо сидели и слушали на полу. До старшеклассников, которым рассказывали уже о современных средствах связи. И я уверен, что те не первый раз посещают этот музей. И точно знают, что такое почтовая марка и как работает почтовая служба.
В связи с этим мне вспомнился недавний разговор с пожилым коллекционером, который пытался объяснить внуку, что такое филателия и марка? «Марки – это такие специальные бумажки, которые служат для отправки почты». На что внук с удивлением спросил: «А у Вас что? Нет электронной почты?!»
К сожалению, у нас в стране сейчас нет в школах образовательных программ по филателии. И я полностью поддерживаю идею ввести такие хотя бы факультативно. К слову, в той же Германии, в Японии и ряде других стран, экземпляр каждой нового выпуска почтовой марки или блока отсылается в начальную школу. Чтобы дети вживую видели марку. Понимали, в честь чего (кого) она выпущена. Лучше понимали свою историю, культуру, гордились своей страной.
Кто-то может продолжит «сожалеть» и скажет, что «к сожалению» современная жизнь и современные технологии, мягко говоря, не способствуют развитию традиционной почты и соответственно – филателии. Я же отвечу, что «к счастью» современные технологии способствуют совершенно новым видам коммуникаций между людьми! И в первую очередь – среди молодежи.
Если это понять и правильно использовать, то и задача популяризации филателии среди молодежи может решаться успешно. А скептикам, кто попытается возразить, что «традиционная почта загибается», что «скоро никаких бумажных писем никто отправлять не будет», я отвечу с улыбкой. «А Вы знаете, что самые длинные очереди у нас в стране как раз в почтовых отделениях?! И не из-за получений пенсий….А Вы знаете тиражи выпускаемых марок в Великобритании и других странах? Они ими что, стены обклеивают?...»
Да, многие дети сейчас не знают, что такое почтовые марки. Самое популярное в свое время увлечение в мире – филателия, обходит их стороной. Они увлечены гаджетами, Интернетом, мобильными играми. Всем тем, что принесли человечеству современные технологии.
Что, филателия побеждена? Остается уделом только возрастных коллекционеров? И да, и нет! Да – если мы все опустим руки. Нет – если мы не будем забывать, что филателия – самое популярное, самое интеллектуальное увлечение человечества всех времен.
Увлеченность свойственна любому человеку. Коллекционирование, в том числе филателия, держится на увлеченности. Понимая это, и принимая тот факт, что дети и молодежь нынче вся в гаджетах, в мобильных устройствах, в 2013 году мы пошли на эксперимент. Создали мобильное приложение – игру «Коллекционер».
Прошло три года, игра продолжает «жить». Начиная с почтовых марок, она дальше получила развитие в виде почтовых карточек, монет и бон. То есть собрана определенная статистика, и я даже ввел термин «виртуальная филателия», о чем был сделан доклад на прошлогоднем VIнаучно-практическом семинаре по истории почты и филателии. Не буду сейчас вдаваться в размышления, может ли такая деятельность в виде игры называться словом «филателия» пусть и с приставкой «виртуальная». Также как может ли простое собирательство марок (укладывание их в альбом) называться «Филателией» с большой буквы. Цель эксперимента была – найти пути «достучаться» до молодежи, привлечь их внимание к почтовым маркам.
Общее число скачиваний бесплатной игры давно уже перевалило за 300 000! В одно время еженедельно в игру заходило до 10 тысяч активных участников. Эффект был приятно неожиданным! И важно было понять: «Кто они? Что их привлекло в игре? Были ли они уже филателистами?».
К сожалению, в мобильных приложениях на смартфонах и планшетах не разрешено собирать персональные данные. Поэтому задача сбора статистики осуществлялась по косвенным данным, а также при модерировании встроенного форума общений игроков. Однозначно можно сказать, что возраст большинства участников составлял не более 30 лет. Соответственно процентов 70 можно отнести к понятию «молодежи до 20 лет». Немало участников являются школьниками. И уж точно большинство никогда не являлись филателистами и многие ни разу не видели настоящих почтовых марок.
Что привлекало их в игре? Напомню, что в игру вводились тематические альбомы для собирания марок. В альбомы "вложено" несколько художественно оформленных страниц с названиями серий и марок, которые необходимо собрать и "уложить" на определенные места. В игре «Коллекционер» использованы реальные марки и серии разных стран. Изображения сделаны в высоком качестве и адаптированы для экранов современных планшетов и телефонов. К маркам в игре дается подробное описание, что помогает игрокам глубже разбираться в истории, сюжетах, отличительных особенностях.
Далее все было продумано как в жизни. И элементы обмена марками между коллекционерами. И появление, точнее отсутствие редких марок, которые трудно достать. Специальные штемпеля гашения марок. Участие в выставках и голосование игроков за лучшую выставочную экспозицию. И ведение рейтинга участников, работающего на их авторитет.
Было бы заманчиво заключить, что в игре большинство игроков привлекало художественно-эстетическая сторона, ведь большинство реальных марок рисовались выдающими художниками. Или привлекал процесс познания. Возможность изучения истории и культуры. Ведь у каждой марки есть история, в свою очередь историю можно изучать по маркам.
Но все же это было бы обманчивое заключение. Нужно признать, что большинство привлекла «экономическая стратегия». Желание собрать больше. Быстрее подняться в рейтинге. Победить на выставках, стать лучше других.
Плохо ли это? Не противоречит ли это высоким целям и задачам Филателии? Давайте не будем лукавить и признаемся. Какой настоящий филателист не мечтает завоевать золотую медаль на выставке?! Не мечтает, чтобы его коллекцию признавали лучшей и другие завидовали ему. Кому не хочется с гордостью показывать свой кляссер другим и видеть блеск в их глазах.
И что, мы сами в детстве начинали собирать марки после фразы мамы: «будешь собирать марки – будешь больше всех знать»? В начальной основе любого коллекционирования лежит собирательство. И дети этим часто увлекаются. Увлеченность свойственна любому человеку. Коллекционирование, в том числе филателия, держится на увлеченности. Если увлечение интересно, то оно может продолжаться довольно долго. У некоторых оно сохраняется на всю жизнь.
К каким выводам привел этот эксперимент с мобильной игрой «Коллекционер» или «виртуальной филателией»?
Популяризация филателии возможна и в первую очередь среди детей. Пусть на начальном этапе это будет просто собирательство. Но обязательно – увлекательное.
Что нужно делать, чтобы эта увлекательность продолжалась во времени? То есть, увлечение развивалось дальше. Для этого нужна коммуникативная среда. Если сейчас родитель, или дедушка может увлечь на время ребенка (внука) собиранием почтовых марок, то довольно быстро эта увлеченность затихает именно из-за отсутствия общения. Возможности похвалиться, обменяться, стремления превзойти другого. Это крайне важный момент, которому при обсуждении проблем популяризации Филателии, на мой взгляд, не уделяется внимание.
И вот здесь современные условия и технологии как раз являются не «врагами» -совратителями детей. А помощниками. «Виртуальная филателия» как раз это подтверждает.
Вот всего несколько ярких и очевидных примеров, что позволяют сделать новые технологии в филателии сегодня. О чем невозможно было и мечтать филателисту еще десяток лет назад.
Электронные каталоги, информация на интернет сайтах. Подробная информация о марках, их содержании доступна любому не выходя из дома. Доступ к филателистическим журналам, архивам, публикациям авторитетных коллекционеров.
Создание электронных выставок. Возможность выложить свою коллекцию или ее лучшую часть на всеобщее обозрение.
Оперативное общение через Интернет, электронную почту, мобильные приложения. Поделиться новостями, спросить совета, получить экспертное заключение.
Интернет магазины и аукционы облегчают возможность приобретения материала. И не всегда – по дорогой цене. Наоборот, альтернативность выбора часто позволяет делать очень привлекательные покупки.
Образовательные программы. Уже давно и очень успешно используются он-лайн семинары, курсы. Проведение подобных в школах и других учебных заведений – это вопрос ближайших лет. Благодаря таким занятиям прослушать интересный доклад или беседу выдающегося коллекционера сможет любой школьник из любого города нашей обширной страны.
Все это – не фантастика. Все это – реализуемо. Если мы будем сохранять понимание, для чего нужна Филателия? И не терять понимания, на чем держится коллекционирование?
И покуда в мире будет существовать почтовая служба, до тех пор Филателия будет самым популярным увлечением человечества.
«где мне достать эти настоящие марки?...." – вот самый приятный вопрос в форуме игры «Коллекционер».
Приглашаем Вас принять голосование в очередном опросе:
Что важнее всего для популяризации филателии?
- доступность марок
- социальная реклама
- воспитание в семье
- занятия в школе
- "воля государства"
И вот первые отклики коллекционеров.
"Проголосовал за доступность марок. Для примера привожу Вам пакетик для марок, который сохранился у меня с 1953 года. Цена набора из 50 марок (иностранные, советские, украинские, Кавказа, периода гражданской войны, царской России, Леванта) - 2р 50 копеек. Напомню, презд на метро в те годы стоил 50 копеек, пообедать можно было рубля за 2"
А вот другой взгляд на проблему.
"единого ответа на предложенную выборку вопросов совсем не получится, хотя может выявиться превалирующий выбор. Все они, безусловно, в определенной степени сыграли бы свою положительную роль. Но креатив лежит сегодня в плоскости удачного эсперимента. "Многие коллекционеры, главным образом начинающие, как правило, не интересуются марками, выпущенными исключительно для того, чтобы использовать их по своему прямому назначению - оплатить пересылку почтовых отправлений". А вот обращать внимание на многие события, выдающиеся достижения и их творцов могло бы внимание государства.
В образовательных учреждениях можно было бы пойти на такой взвешенный эксперимент: иллюстративно сопровождать учебные пособия общественных, исторических, литературных дисциплин и и дисциплин естественно-научного цикла выдающимися марками, имеющими собственную интересную судьбу. Конечно, в очень уместных случаях. Молодость очень активно впитывает подобные ассоциации, а воображение, стремление узнавать и понимать изучаемый материал через такую призму найдут благодатную почву. Познавательная ценность почтовых марок неминуемо многим дала бы толчок к их собиранию."
И еще один взгляд.
"Ваша идея относительно уроков филателии в школе мне кажется утопичной, но это мое мнение.
Идея относительно игры интересная. Я еще раз ее установил и поиграл. Совершенно правильно, что ее Вы рассматриваете как экономическую стратегию, а не как филателию. И совершенно правильно, что она готовит молодежь к процессу коллекционирования. НО! И вот тут очень важный момент! – а в реальном мире все СОВСЕМ не так. Вы радуетесь тому, что кто-то на форуме начал спрашивать о реальных марках. Это хорошая весть. Но дальше что будет? Столкнувшись с реальным миром, такой младоколлекционер очень быстро увидит всю недружественность интерфейсов реального коллекционирования. И вот тут есть место для новых идей, которые одновременно делают социальную инженерию, повышая статус филателии и одновременно имеют коммерческую составляющую (хотя бы для того, чтобы поддерживать процесс)
Подвожу итог: Вы все правильно написали – виртуальность дает возможность реанимировать филателию и ее значимость, поскольку этот процесс можно сделать контролируемым и координируемым. Но такой контроль может сделать не общество, не партия и правительство, ни минобразование. Это может сделать только компания типа Вашей, или некое объединение, в центре такой координации должен находиться ЭКСПЕРТ (группа экспертов), иначе все кончится огромной профанацией и спекуляцией. "