У кого покупать марки?
2016-07-07 12:38:26, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
И снова переписка и общение с коллекционерами подбросили новую тему для обсуждения. И заодно- для голосования.
У кого же покупать марки? Или - как Вы относитесь к дилерам?
Ниже я привожу открытое письмо одного из коллекционеров, убрав только то, что может быть воспринято как реклама. Упомянутые в нем сайты оставлены также не в рекламных целях.
фото с недавней международной выставки в Нью-Йорке
Уважаемые коллеги коллекционеры!
Причиной моего обращения к Вам, коллеги, стал опыт пользования базами данных (БД) Colnect и StampWorld, которые были созданы разными методами пополнения, но достигшими, соответственно, 60% и 70% полноты из всех выпущенных в мире марок (оценочно – 950-1000 тысяч). Обе провозглашают своей целью – организацию беспрепятственного и бесплатного для пользователей обмена и купли/продажи марками, монетами и прочими предметами коллекционирования, а также создание каждым пользователем каталога своей коллекции. Как известно, при общении между филателистами и продавцами марок постоянно фигурируют цены марок по тем или иным каталогам. Эти цены выдаются как «рыночные», т.е. баланс спроса/предложения. Ценообразующие факторы общеизвестны: объем эмиссии, редкость оставшихся марок от эмиссии, популярность темы на рынке , качество самих марок.
Поэтому я и решил обратиться к Вам с открытым письмом!
По определению – каждый человек имеет право выбора как темы, так и методов коллекционирования:
1) Кому-то (их большинство) нравится покупать марки по выгодной цене, тщательно соблюдая высокие требования к качеству ТОВАРА (гашеная/чистая, перфорация/без неё, водяной знак/без него, клей сохранен/поврежден, мини-лист, кварт-блок, полный лист и т.д.); тема коллекции из числа наиболее популярных (фауна, цветы, спорт и т.п.), количество собранных марок – без ограничений, хоть сотни тысяч.
2) Кому-то нравиться собирать марки из чистого удовольствия, то есть - покупать дешево, обмениваться марками 1/1 или 1/2-3, не соблюдая высокие требования к качеству марки, а только - к теме, году выпуска, наименованию страны, надписям, рисункам на марке и т.п.; здесь важна полнота серии, полнота эмиссии страны или отдельных стран по теме; тогда количество марок в коллекции не может быть больше 10-20 тысяч (объем самой большой эмиссии в мире по теме «фауна» - 16349 марок, а по странам – Японии – 7898 марок, по состоянию на 01.07.2016 г.).
Главный недостаток большинства коллекций – это хаотичный сбор марок по нескольким доступным темам. Такая система коллекционирования не позволяет видеть конечную цель коллекции, ее полноту. А между тем, любая коллекция может быть определена по полноте на основе знаний величины эмиссии как по теме, так и по стране, а также по хронологии. Такую оценку позволяют сделать упомянутые далее сборные электронные каталоги. Любая эмиссия имеет свою конечную величину с ежегодным известным пополнением. Теперь каждый филателист в состоянии определить номинальный полный объем свой коллекции, а также фактическую степень ее достижения, подсчитав коэффициент наполнения (полноты). Так, например, если известна величина эмиссии темы «цветы» всех стран и периодов – 16204 марок, а у вас в коллекции их 5805, то коэффициент полноты будет = 0,45. Отсюда и цена вашей коллекции может быть определена как 0,58 от стоимости полной коллекции. Стоимость полной коллекции темы может быть определена. Но этот вопрос заслуживает отдельной дискуссии и договоренности членов сообщества филателистов. Эта цена не может быть приравнена к суммарной каталожной «рыночной цене темы». Теоретически можно давать оценку стоимости полных коллекций по темам и хронологиям, чтобы уйти от «рыночных цен» и перейти на «коллекционные цены», т.е. на коллекционную ценность марок в данной коллекции. Такая нерыночная оценка требует правовое и финансовое обоснование.
В выпущенных ранее справочниках филателистов (БФС- Владинец Н.И., ФС - О.Я.Басин, Зарубежные страны - Лепешинский Л.Л., Филгеография - Воронин А.Ю.) приводятся даты и виды эмиссий, что было важно при бумажных каталогах, имевшихся в ограниченном распространении. В наше время широкого распространения электронных сборных интернет-каталогов эти сведения гораздо проще найти и значительно легче изучить.
К ним относится база данных StampWorld, которая недавно создана и, по утвержданию создателей, ещё находится в процессе наполнения, дойдя пока до 700 тысяч марок (в Michel– 720 тысяч). В этой БД выбрана структура – по «Списку почтовых администраций», с большими дополнениями. Наполняют БД профессиональные администраторы. В ней планируются ввести ссылки на каталоги, которых пока нет. В БД имеется возможность поиска и статистики по всем темам, по странам. БД многоязычна, но язык общения – английский. Хост (компьютер хранения и обслуживания БД) зарегистрирован в Белизе.
В другой такой БД - Colnect есть еще дополнительная возможность поиска и статистики по атрибутам марок (794 видам перфорации, 8 форматам марок, 51 видам печати, 6425 номиналам валют, 577 цветам. 32 каталогам). Пользователи Colnect сами наполняют БД (коллективное хозяйство), доведя её наполнение за несколько лет до 570 тысяч на основе данных 32 каталогов, сами образовали непонятную структуру БД и с враждебностью относятся к любой новации. БД многоязычны, но язык общения – английский. Расположение хоста – не известно.
Следует подчеркнуть, что количество тем коллекций – конечно. Так в БД Colnect их 963, в StampWorldболее 500.
В БД Colnect сейчас зарегистрировано более, чем по 600 коллекционеров из России, Испании, Италии, Германии, а всего – более 150 стран при общем числе – около 50 тысяч коллекционеров. В БД StampWorld– в 3 раза больше пользователей-коллекционеров – более 140 тысяч.
При этом следует оговориться, что выпускаемые разновидности марок, не в полной мере отражаемые в упомянутых сборных электронных интернет-каталогах, не следует учитывать в предлагаемой оценке полноты коллекции, так как они чаще относятся к «инвестиционной коллекции», а не к «чистой филателии». Здесь имеются в виду такие филателистические извращения, как опечатки, перевертыши, разные бумаги, фальсификации и т.п.
Всегда остается сакраментальный вопрос: что будет с твоей коллекцией после тебя, если нет явных наследников в семье и в близком окружении? Сейчас они чаще всего попадают в «теплые руки» торговцев (дилеров), которые за смешные деньги покупают драгоценные коллекции у наследников и получают свой доход. Именно дилеры и формируют «рыночные цены», инструмент которых – каталожный цены и спрос.
Важным направлением деятельности сообщества филателистов может стать участие в судьбе коллекции умершего члена сообщества, или прекращение им при жизни коллекционирования. Возможно оформление между ними меморандума с объявлением желаемого порядка распоряжения коллекцией при судьбоносных обстоятельствах. Тогда эта коллекция может быть передана для дальнейшего пополнения уже новым коллекционером или коллекционерами. Вопрос об отношениях с заявленными наследниками коллекции (оцененного имущества) требует отдельного юридического определения.
Существенным является и принятый каждым коллекционером способ хранения и оформления своей коллекции, не для временной выставки или публичного представления, а для исследования, рассмотрения, классификации своей коллекции. Ведь для размещения с полным или частичным раскрытием марок в альбоме требуется, по моему опыту, порядка пяти «Волгоградских кляссеров» из 14 листов для размещения 2-3 тысяч марок. А если марки «складировать» в плотные ряды современных кляссеров по 24-32 тонких и гибких листа в альбоме, то разместить можно в каждом альбоме уже по 2-3 тысячи марок. Но тогда рассматривать и исследовать их придется выниманием из карманов кляссера. Такая коллекция совершенно «не смотрится». Если же собралось до 50 тысяч марок, с учетом полных или мини-листов, блоков, карт-максимумов и т.п., то альбомов потребуется не менее 25 штук. Такая коллекция и создается, видимо, для инвестирования, т.к. коллекция по одной теме не может быть более 10-12 тысяч, исходя из фактически выпущенных эмиссий. Методические рекомендации по видам хранения и представления коллекции также могут быть предметом деятельности сообщества.
Итак, коллеги, приглашаю к обсуждению моего предложения и, в случае его одобрения, с учетом всех замечаний и предложений, можно перейти к выработке инициативной группой приемлемого организационного решения.
Я специально не даю сейчас никаких комментариев. "Переварите" прочитанное, изучите предложение сами. Вот только в связи с этим я и решил поставить на голосование вопрос:
Как Вы относитесь к дилерам?
- Покупаю благодаря им
- Покупаю у проверенных
- Покупаю – куда деваться
- Не покупаю принципиально
И как всегда - ожидаю не только поданных голосов, но и Ваших замечаний по выбранной теме.