Анна Попова "Из сердца Франции в сердце Петербурга."
2011-03-31 13:43:54, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Время неминуемо оставляет глубокий след на судьбе, личности, манере разговаривать и поведении жившего в нем. «Глубока его печать; словно с пальцев отпечатки, с нас черты его и складки, приглядевшись, можно снять» (Ю. Левитанский).
Французская открытка, посланная русской женщиной (инициалы ее сохранились: Е.В.Б) в 1914 году на Родину, в Петербург, написана характерным изящным и несколько жеманным стилем Серебряного века. В пишущей угадываешь утонченную современницу Ахматовой, Блока и Гумилева. «Все деньги истратила на гравюры,» - пишет она своей знакомой или родственнице Анне Григорьевне Барышевой. И в этой короткой фразе угадываешь человека, не чуждого искусству и любящего его.
Открытка послана по адресу Невский, 44. Это здание до сих пор сохранилось. Невский проспект – неувядающее сердце Петербурга. В 1914 году в доме 44 располагался Сибирский торговый банк. Какое отношение имели к нему Анна Григорьевна и таинственная Е.В.Б? Неизвестно. Но открытка, посланная последней, стала тоненькой ниточкой, связующей воедино судьбы России и Франции, нитью Ариадны, приводящей нас к памятному 1914 году. В этом ее главная ценность.
Открытка была послана из сердца Франции – Парижа в год начала Первой мировой войны. И странным, почти мистическим образом переплетается этот факт с тем, что на ней изображена Зеркальная галерея Версаля. Именно там был подписан Версальский мирный договор – последний трагический аккорд Первой мировой войны.
Галерея на этой потемневшей от времени открытке выглядит точно такой же, какой она предстала перед представителями Германии, Франции, Англии, Америки и других стран, пришедших в Версаль 28 июня 1919 года. Тяжелая позолота на белоснежных стенах, расписанных Лебреном, – наследие вычурного барокко, начищенный до блеска паркет темного дерева, 375 зеркал, изготовленных в стиле венецианских – все это послужило декорациями для заключительной сцены Первой мировой войны. Подписывая договор, условия которого были почти невыполнимыми для измученной кровавыми сражениями Германии, все они чувствовали зловещий призрак новой, еще более страшной войны. Прочитав условия договора, французский маршал Фош проницательно заметил: «Это не мир, это перемирие на 20 лет» Поразительное по своей точности предсказание.
Сотни зеркал отражали семнадцать окон Зеркальной галереи; подлинный Версаль растворялся в призрачном. Так и Первая мировая отражалась во Второй мировой войне.
Зеркальная галерея Версаля видела множество великих людей. Именно там, на балу Тисовых деревьев, Людовик XV впервые встретил мадам Помпадур, тогда еще никому не известную и носившую другое имя. Минуя эту галерею, другой король – знаменитый Король-Солнце – каждое утро отправлялся на мессу. В Версале побывали и последний русский царь Николай IIс императрицей Александрой Федоровной.
Только через четыре месяца после отправления открытки с видом Зеркальной галереи, Марина Цветаева напишет свое знаменитое стихотворение, исполненное болью и нежностью к Германии: «Ты миру отдана на травлю и счета нет твоим врагам!» Открытка – современница этого стихотворения, страстного и мятежного, как все в творчестве Цветаевой. Так, французская "cart postale" стала своеобразным символом причудливого переплетения судеб, дат, России и Франции.
Du cœur de la France au cœur de Saint-Petersbourg
Le temps laisse inévitablement des marques dans le destin, la personnalité, la manière de parler et la conduite de ceux qui l’ont vécu. “Ses marques sont profondes et en regardant mieux on peut nous prendre ses traits et plis comme des empreintes des doigts”, - écrivait Y. Lévitanski.
La carte postale française qu’ une femme russe (ses initiales nous sont parvenues: E. V. B. ) a envoyée en 1914 à sa Patrie, à Pétersbourg, est écrite dans un style élégant et un peu maniéré caracteristique de l’âge d’Argent. On peut deviner dans l’auteur de la carte postale une contemporaine raffinée d’Akhmatova, Blok, Goumilev. “J’ai depensé tout l’argent pour des gravures”,- écrit-elle à sa connaissance ou à sa parente Anna Grigorievna Barycheva. Et dans cette petite phrase on voit une personne qui n’est pas étrangère à l’art, qui l’aime.
La carte a été envoyée au numéro 44 de Nevski prospekt. Ce bâtiment s’est conservé jusqu’à nos jours. Nevski prospekt est l’éternel cœur de Saint-Pétersbourg. Son numéro 44 abritait en 1914 la Banque Commerciale Sibérienne. Mais quel rapport y avaient Anna Grigorievna et la mystérieuse E. V. B.? On ne sait pas. Mais la carte envoyée par celle-ci est devenue un fil qui relie les destins de la France et de la Russie, un fil d’Ariane qui nous mène vers la mémorable année 1914. C’est la valeur essentielle de cette carte.
La carte a été envoyée du cœur de la France – de Paris dans la première année de la Première guerre mondiale. Et d’une façon étrange et presque mystique sur cette carte est représentée la Galerie des Glaces de Versailles. C’est ici qu’a été signé le traité de paix de Versailles – le dernier accord tragique de la Première guerre mondiale.
La Galerie sur cette carte ternie par le temps a le meme aspect qu’elle avait aux yeux des représentants de l’Allemagne, de la France, du Royaume-Uni, des États-Unis et d’autres pays, le 28 juin 1919. De lourdes dorures sur les murs blancs comme la neige peints par Charles Le Brun – héritage du style baroque, le parquet de bois foncé bien ciré, 375 glaces exécutées dans la manière vénitienne – cet intérieur a servi de décorations pour la scène finale de la Première guerre mondiale. Signant le traité dont les conditions étaient presque irréalisables pour l’Allemagne épuisée par de sanglantes batailles, ils ressentaient, comme signe de mauvaise augure, une nouvelle et encore plus terrible guerre. Ayant lu les conditions du traité le maréchal Foch a fait une perspicace remarque: “Ce n'est pas une paix. C'est un armistice pendant 20 années”. Une étonnante prophétie.
Des centaines de glaces reflétaient les dix-sept fenêtres de la Galerie des Glaces. Le vrai Versailles disparaissait dans un Versailles illusoire. Ainsi la Première guerre mondiale se reflétait dans la Seconde guerre mondiale.
La Galerie des Glaces a vu beaucoup de personnalités illustres. C’est ici, lors du bal des Ifs que Louis XV a vu Madame de Pompadour, alors inconnue et portant un autre nom, pour la première fois. C’est par cette galerie qu’un autre roi – le fameux Roi-Soleil – passait tous les matins en allant à la messe. Versailles a également vu le dernier monarque russe Nicolas II avec l’impératrice Alexandra Fedorovna.
Quatre mois après l’envoi de la mentionnée carte postale sera écrite la célèbre poésie de Marina Tsvétaéva “Tu es donnée aux persécutions du monde, et tes ennemis sont innombrables!” pleine de douleur et de tendresse pour l’Allemagne. La carte est la contemporaine de cette poésie, pétrie de passion et de sentiment de révolte, comme tout l’œuvre de Tsvétaéva. Ainsi, la carte postale française est devenue symbole d’un fantasque croisement de destins, de dates, de la Russie et de la France.
Anna Popova