ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Анна Попова "Из сердца Франции в сердце Петербурга."

Поиск по статьям:

Анна Попова "Из сердца Франции в сердце Петербурга."

2011-03-31 13:43:54, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

 

    Время неминуемо оставляет глубокий след на судьбе, личности, манере разговаривать и поведении жившего в нем. «Глубока его печать; словно с пальцев отпечатки, с нас черты его и складки, приглядевшись, можно снять» (Ю. Левитанский).

  Французская открытка, посланная русской женщиной (инициалы ее сохранились: Е.В.Б) в 1914 году на Родину, в Петербург, написана характерным изящным и несколько жеманным стилем Серебряного века. В пишущей угадываешь утонченную современницу Ахматовой, Блока и Гумилева. «Все деньги истратила на гравюры,» - пишет она своей знакомой или родственнице Анне Григорьевне Барышевой. И в этой короткой фразе угадываешь человека, не чуждого искусству и любящего его.

   Открытка послана по адресу Невский, 44. Это здание до сих пор сохранилось. Невский проспект – неувядающее сердце Петербурга. В 1914 году в доме 44 располагался Сибирский торговый банк. Какое отношение имели к нему Анна Григорьевна и таинственная Е.В.Б? Неизвестно. Но открытка, посланная последней, стала тоненькой ниточкой, связующей воедино судьбы России и Франции, нитью Ариадны, приводящей нас к памятному 1914 году. В этом ее главная ценность.

  Открытка была послана из сердца Франции – Парижа в год начала Первой мировой войны. И странным, почти мистическим образом переплетается этот факт с тем, что на ней изображена Зеркальная галерея Версаля. Именно там был подписан Версальский мирный договор – последний трагический аккорд Первой мировой войны.

    Галерея на этой потемневшей от времени открытке выглядит точно такой же, какой она предстала перед представителями Германии, Франции, Англии, Америки и других стран, пришедших в Версаль 28 июня 1919 года. Тяжелая позолота на белоснежных стенах, расписанных Лебреном, – наследие вычурного барокко, начищенный до блеска паркет темного дерева,  375 зеркал, изготовленных в стиле венецианских – все это послужило декорациями для заключительной сцены Первой мировой войны. Подписывая договор, условия которого были почти невыполнимыми для измученной кровавыми сражениями Германии, все они чувствовали зловещий призрак новой, еще более страшной войны. Прочитав условия договора, французский маршал Фош проницательно заметил: «Это не мир, это перемирие на 20 лет» Поразительное по своей точности предсказание.  

   Сотни зеркал отражали семнадцать окон Зеркальной галереи; подлинный Версаль растворялся в призрачном. Так и Первая мировая отражалась во Второй мировой войне.

   Зеркальная галерея Версаля видела множество великих людей. Именно там, на балу Тисовых деревьев, Людовик XV впервые встретил мадам Помпадур, тогда еще никому не известную и носившую другое имя. Минуя эту галерею, другой король – знаменитый Король-Солнце – каждое утро отправлялся на мессу. В Версале побывали и последний русский царь Николай IIс императрицей Александрой Федоровной.

    Только через четыре месяца после отправления открытки с видом Зеркальной галереи, Марина Цветаева напишет свое знаменитое стихотворение, исполненное болью и нежностью к Германии: «Ты миру отдана на травлю и счета нет твоим врагам!» Открытка – современница этого стихотворения, страстного и мятежного, как все в творчестве Цветаевой. Так, французская "cart postale" стала своеобразным символом причудливого переплетения судеб, дат, России и Франции.

Du cœur de la France au cœur de Saint-Petersbourg

Le temps laisse inévitablement des marques dans le destin, la personnalité, la manière de parler et la conduite de ceux qui l’ont vécu. “Ses marques sont profondes et en regardant mieux on peut nous prendre ses traits et plis comme des empreintes des doigts”, - écrivait Y. Lévitanski.

La carte postale française  qu’ une femme russe (ses initiales nous sont parvenues: E. V. B. ) a envoyée en 1914 à sa Patrie, à Pétersbourg, est écrite dans un style élégant et un peu maniéré caracteristique de l’âge d’Argent.  On peut deviner dans l’auteur de la carte postale une contemporaine raffinée  d’Akhmatova, Blok, Goumilev. “J’ai depensé tout l’argent pour des gravures”,- écrit-elle à sa connaissance ou à sa parente Anna Grigorievna Barycheva. Et dans cette petite phrase on voit une personne qui n’est pas étrangère à l’art, qui l’aime.

La carte a été envoyée au numéro 44 de Nevski prospekt. Ce bâtiment s’est conservé jusqu’à nos jours. Nevski prospekt est l’éternel cœur de Saint-Pétersbourg. Son numéro 44 abritait en 1914 la Banque Commerciale Sibérienne. Mais quel rapport y avaient Anna Grigorievna et la mystérieuse E. V. B.? On ne sait pas. Mais la carte envoyée par celle-ci est devenue un fil qui relie les destins de la France et de la Russie, un fil d’Ariane qui nous mène vers la mémorable année 1914. C’est la valeur essentielle de cette carte.

La carte a été envoyée du cœur de la France – de Paris dans la première année de la Première guerre mondiale. Et d’une façon étrange et presque mystique sur cette carte est représentée la Galerie des Glaces de Versailles. C’est ici qu’a été signé le traité de paix de Versailles – le dernier accord tragique de la Première guerre mondiale.

La Galerie sur cette carte ternie par le temps a le meme aspect qu’elle avait aux yeux des représentants de l’Allemagne, de la France, du Royaume-Uni, des États-Unis et d’autres pays, le 28 juin 1919.  De lourdes dorures sur les murs blancs comme la neige peints par Charles Le Brun – héritage du style baroque, le parquet de bois foncé bien ciré, 375 glaces exécutées dans la manière vénitienne – cet intérieur a servi de décorations pour la scène finale de la Première guerre mondiale. Signant le traité dont les conditions étaient presque irréalisables pour l’Allemagne épuisée  par de sanglantes batailles, ils ressentaient, comme signe de mauvaise augure, une nouvelle et encore plus terrible guerre. Ayant lu les conditions du traité le maréchal Foch a fait une perspicace remarque:  “Ce n'est pas une paix. C'est un armistice pendant 20 années”. Une étonnante prophétie.

Des centaines de glaces reflétaient les dix-sept fenêtres de la Galerie des Glaces. Le vrai Versailles disparaissait dans un Versailles illusoire. Ainsi la Première guerre mondiale se reflétait dans la Seconde guerre mondiale.

La Galerie des Glaces a vu beaucoup de personnalités illustres. C’est ici, lors du bal des Ifs que Louis XV a vu Madame de Pompadour, alors inconnue et portant un autre nom, pour la première fois. C’est par cette galerie qu’un autre roi – le fameux Roi-Soleil – passait tous les matins en allant à la messe. Versailles a également vu le dernier monarque russe Nicolas II avec l’impératrice Alexandra Fedorovna.

Quatre mois après l’envoi de la mentionnée carte postale sera écrite la célèbre poésie de Marina Tsvétaéva “Tu es donnée aux persécutions du monde, et tes ennemis sont innombrables!” pleine de douleur et de tendresse pour l’Allemagne. La carte est la contemporaine de cette poésie, pétrie de passion et de sentiment de révolte, comme tout l’œuvre de Tsvétaéva. Ainsi, la carte postale française est devenue symbole d’un fantasque croisement de destins, de dates, de la Russie et de la France.

Anna Popova



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru